Феноменология междисциплинарного мышления

The Phenomenology of Cross-Disciplinary Thinking

Гуманитарный модуль

Аннотация курса

Курс направлен на освоение навыков междисциплинарного подхода в исследовательской работе. Развитие междисциплинарного мышления способствует формированию целостности научного мировоззрения и понимания взаимодополняемости естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Формирование этих навыков включает в себя философские, психологические и методологические компоненты, и предполагает освоение методологии анализа проблематизации объекта исследования, психологии преодоления границ привычных моделей решений задач, умений находить корреляции в подходах различных дисциплин к исследуемому объекту и пр. Подобная методология характеризуется реализацией в ней феноменологической стратегии. Не являясь строго философской дисциплиной, данная стратегия становится практикой феноменологии в иных научных дисциплинах, а также тем метаязыком научного моделирования, который позволяет объединять данные различных дисциплин в рамках одного исследования.

Авторы и/или преподаватели

Базлев М.М.
Базлев Михаил Максимович
Об авторе/преподавателе

Закончил аспирантуру Российского Государственного Гуманитарного Университета по направлению "Философия, этика и религиоведение".

Темы курса

1. Введение в основы феноменологии
История появления феноменологии. Основные понятия: феномен, интенция, редукция. Развитие от строгого философского течения к ориентирам в междисциплинарных течениях научного знания.
2. Проблематика разделения наук на естественно-научные и гуманитарные
Формирование методологии раздельности научного знания. Позитивизм и сциентизм. Кризисы и способы их преодоления в методологии научного знания XX в.
3. Развитие междисциплинарного взаимодействия в науке
История развития смежных дисциплин. Язык междисциплинарного исследования. Наука как форма общественного договора.
4. Междисциплинарные проекты в науке
Ключевые современные междисциплинарные проекты. Проблематика построения междисциплинарной исследовательской команды. Перспективы развития междисциплинарного знания.
5. Структура построения междисциплинарного исследования
Методология построения простейших междисциплинарных исследований.
6. Работа с проектами
Создание прототипа собственного междисциплинарного исследования.