Регламент процедуры выбора дисциплин из Каталога элективных курсов магистратуры Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ

Перечень доступных дисциплин по выбору для каждого из студентов определяется действующим учебным планом. После предварительного знакомства обучающихся с описаниями всех элективных дисциплин назначается день и время начала и окончания «голосования», во время которого каждый из студентов размещает доступные ему дисциплины в порядке уменьшения приоритета: самую желаемую дисциплину студент указывает первой, чуть менее желаемую — второй и так далее.

Для проведения занятий по элективным дисциплинам заранее резервируются необходимое количество аудиторий с проектором и компьютерных классов. Состав «динамических групп» студентов, которые будут изучать в этих аудиториях определённые дисциплины, определяется компьютерной программой на основании результатов «голосования» обучающихся. Распределение студентов по «динамическим группам» осуществляется алгоритмом, который пытается максимально удовлетворить пожелания всех студентов. Следует понимать, однако, что это не всегда возможно. Если, например, некоторую конкретную дисциплину пожелают изучать все студенты, то это заведомо не реализуемо. Недопустимо также наличие большого числа «динамических групп» малой численности.

Алгоритм распределения студентов по «динамическим группам» работает, выполняя последовательно следующие действия:

  • все студенты распределяются по группам строго в соответствии с их пожеланиями так, чтобы они посещали самые «приоритетные» для них дисциплины; при этом некоторые из групп могут оказаться слишком большими (переполненными), а некоторые иные — недозаполненными;
  • производится перемещение студентов из переполненных групп в другие группы; в результате переполненных групп не остаётся;
  • делается попытка избавиться от недозаполненных групп с помощью перевода студентов в них; это может оказаться невозможным при недостаточно большом количестве студентов и относительно большом количестве дисциплин по выбору; в этом случае принимается решение отменить наименее приоритетные дисциплины и все студенты соответствующих групп перемещаются в другие группы; в результате выполнения нескольких таких итераций чаще всего недозаполненных групп не остаётся;
  • на заключительном этапе выполняется оптимизация полученного распределения обучающихся по группам с помощью таких перемещений, которые способствуют максимальному удовлетворению пожеланий студентов.

Указанные действия содержат элемент случайности, и в случае повторного их выполнения порождают иное распределение студентов по «динамическим группам». После многократного (не менее 100 раз) выполнения алгоритма удаётся получить достаточно близкое к оптимальному распределение студентов по группам. Итоговое распределение определяет индивидуальные образовательные траектории каждого из студентов и их расписание занятий.