Управление глобальной конкурентоспособностью в промышленности

Global Industrial Competitiveness Management

Гуманитарный модуль

Аннотация курса

Цель дисциплины – формирование и закрепление у студентов компетенций, необходимых для принятия управленческих решений в области экономики и управления в промышленности на основе инновационных подходов к управлению конкурентоспособностью. Задачи дисциплины заключаются в развитии профессиональных умений и навыков экономического и правового характера, включая: • изучение наиболее эффективных инструментов и методов управления конкурентоспособностью; • освоение экономико – правовых особенностей управления конкурентоспособностью в России; • изучение основ инновационной политики и освоение практических навыков инновационной деятельности; • изучение типологий инноваций, достоинств и недостатков отдельных их видов и овладение умением отбора корректных инноваций; • освоение основ управления промышленностью в рамках доктрины национальной промышленной политики России; • получение навыков развития использования инновационных подходов к управлению конкурентоспособностью.

Авторы и/или преподаватели

Тимохин Д.В.
Тимохин Дмитрий Владимирович
Ученое звание
доцент
Ученая степень
кандидат экономических наук
Об авторе/преподавателе

Работает в МИФИ с 2010 года

Темы курса

1. Понятие конкурентоспособности и ее значение для промышленности
Конкуренций; типы рыночных структур: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, конкурентоспособность; оценка конкурентоспособности; факторы, влияющие на конкурентоспособность; конкурентная политика.
2. Инновационные подходы к оценке текущей и будущей конкурентоспособности промышленного предприятия
Инновационные подходы к оценке конкурентоспособности на основе будущих доходов, анализа издержек производства, анализа модели и конъюнктуры рынка, показателей финансовых рынков, изучения поведения конкурентов. Экономические и математические модели оценки.
3. Экономическая эффективность в промышленности
Показатели экономической эффективности в различных временных периодах (краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный); оценка промышленного предприятия на основе анализа состояния бухгалтерской отчетности, результатов финансовой и хозяйственной деятельности.
4. Условия повышения конкурентоспособности промышленного предприятия на глобальном рынке
Эффект масштаба как важнейшее условие роста экономической эффективности промышленного предприятия; разделение и социализация труда в промышленности, возможности и условия его использования для развития конкурентоспособности; аутсорсинг.
5. Управление конкурентоспособностью промышленности на основе инновационных подходов в развитых странах (на примере США)
Национальная промышленная политика США; глобальный характер американской промышленности и его влияние на инновационную деятельность американских промышленных предприятий.
6. Управление конкурентоспособностью промышленности на основе инновационных подходов в странах БРИКС (на примере Китая)
Китай как крупнейший экспортер промышленной продукции в мире; причины китайского превосходства на рынке промышленной продукции; особенности модернизации в Китае в условиях технологического отставания от промышленно развитых стран.
7. Развитие конкурентоспособности промышленного предприятия на основе управления его жизненным циклом
Понятие перманентного инновационного процесса; влияние продолжительности жизненного цикла на показатели конкурентоспособности промышленного предприятия; инструменты управления продолжительностью жизненного цикла предприятия.
8. Модели, используемые при управлении конкурентоспособностью в промышленности
Использование линейного программирования при управлении конкурентоспособностью, SWOT - анализ при управлении конкурентоспособностью, использование балансовой модели, производственные функции, математическое моделирование равновесий и производства.