Феноменология междисциплинарного мышления

The Phenomenology of Cross-Disciplinary Thinking

Гуманитарный модуль

Аннотация курса

Курс направлен на освоение навыков междисциплинарного подхода в исследовательской работе. Развитие междисциплинарного мышления способствует формированию целостности научного мировоззрения и понимания взаимодополняемости естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Формирование этих навыков включает в себя философские, психологические и методологические компоненты, и предполагает освоение методологии анализа проблематизации объекта исследования, психологии преодоления границ привычных моделей решений задач, умений находить корреляции в подходах различных дисциплин к исследуемому объекту и пр. Подобная методология характеризуется реализацией в ней феноменологической стратегии. Не являясь строго философской дисциплиной, данная стратегия становится практикой феноменологии в иных научных дисциплинах, а также тем метаязыком научного моделирования, который позволяет объединять данные различных дисциплин в рамках одного исследования.

Авторы и/или преподаватели

Базлев М.М.
Базлев Михаил Максимович
Об авторе/преподавателе

Преподаватель кафедры Истории.
Окончил аспирантуру Российского Государственного Гуманитарного Университета по направлению «Философия, этика и религиоведение», направленность «История философии».

Темы курса

1. Введение в основы феноменологической стратегии.
История появления феноменологии. Основные понятия: феномен, интенция, редукция. Развитие от строгого философского течения к ориентирам в междисциплинарных течениях научного знания.
2. Понятие междисциплинарности.
История междисциплинарных областей научного знания. Понимание контекста формирования знания. Примеры сформированных междисциплинарных областей.
3. Основы междисциплинарности.
Принципы, структура и проблематика междисциплинарного взаимодействия.
4. Основы построения междисциплинарного исследования.
Особенности современной науки. Практикуемые способы трансформации исследовательской проблематики.
5. Практика построения междисциплинарного исследования.
Практика масштабирования исследовательской проблемы. Практика изменения дисциплинарного подхода к исследовательской проблеме. Трансформация артикуляции определения объекта, методов исследования и языка исследования.
6. Формирование собственного проекта.
Создание прототипа собственного междисциплинарного исследования.